На сайте «Школа текста» опубликован тест, который поможет определить какими навыками вы обладаете в журналистике и можете ли претендовать на высокую оплату.
Автор теста Алеся Лонская, тренер-консультант проекта «Школа текста».
Оригинал теста по ссылке
ОТВЕТЬТЕ НА 11 ВОПРОСОВ О ВАШЕЙ КОМПЕТЕНЦИИ И ПОСЧИТАЙТЕ БАЛЛЫ
1. Вам нужно написать новостную заметку. Можете ли вы перечислить свои этапы работы от начала до конца?
- Да, от зубов отскакивает – делал это много раз. (10)
- Какие-то действия перечислить могу, но не уверен, что они главные и что порядок работы правильный (5)
- Как я могу перечислить этапы, если каждый раз пишу по-разному? Это же творчество. (1)
2. Вам нужно написать событийный репортаж размером примерно восемь тыс. знаков в текущий номер. Вы уже побывали на месте события и включаете компьютер, чтобы начать писать. Какая формулировка наиболее точно описывает ваши действия?
- Я понимаю, с какой сцены начну писать и на какой закончу, еще до того, как сел писать. Я могу контролировать время и спрогнозировать результат (10)
- Я просто переписываю все, что было, по порядку из блокнота (или расшифровываю диктофон) с минимальной правкой. Я точно не могу сказать, что является «лишним» а что «по делу» в собранной мной информации. (5)
- Чтобы написать даже маленький репортаж красиво, мне понадобится несколько дней. Я не понимаю, как можно сделать это за три часа. (1)
3. Есть ли у вас темы, на которых вы специализируетесь, знаете эту сферу, сделали несколько материалов по ней, следите за происходящим, регулярно звоните своим источникам на предмет «что новенького»?
- Да (10)
- Вырисовывается (5)
- Нет (1)
4. Объем вашей телефонной базы:
- Она огромна, сегментирована по областям работы ньюсмейкеров или темам (10)
- Средненькая (5)
- Телефоны моих героев раскиданы по разным местам и блокнотам, я не слежу за этим (3)
- То, что у меня есть, и «базой» назвать нельзя – так, несколько телефончиков. (1)
5. Какой формулировкой из представленных ниже вы бы охарактеризовали качество вашей базы контактов?
- Есть мобильные телефоны первых лиц компаний и ведомств. Есть мобильные телефоны передовых специалистов в своей сфере. Многие телефоны я собрал самостоятельно, и эти люди знают меня лично. (10)
- Мало эксклюзивных контактов – в основном пресс-секретари, рабочие телефоны, рядовые специалисты, которые лично меня не знают. «Говорящие головы», не обладающие уникальными знаниями. (5)
- Я не могу определить, насколько значимы обладатели телефонов в их сферах. Многие телефоны мне дали редактор, коллеги, друзья. (1)
- У меня нет базы контактов вообще (0)
6. Во время общения с героями вы:
- Понимаете свою задачу, контролируете ход беседы, можете ею управлять, чувствуете себя уверенно. (10)
- Мои герои «уводят» общение куда-то в сторону, я плохо на это влияю. Часто обнаруживаю, что нужный вопрос оказался не задан или ответ оказался банальным, неполным, и я не успел на это повлиять. (5)
- Я просто слушаю, что говорит мой герой. Я приношу в диктофоне то, что получилось. (1)
7. Большинство тем мне дает редактор!
- Да, это так. (3)
- 50 на 50. (5)
- Я был бы счастлив, если б редактор предлагал мне темы, потому что мои не публикуют или публикуют через раз. (1 )
- Я занимаюсь практически только своими темами, и их регулярно публикуют. Редактор знает, что я занимаюсь сложными материалами и оставляет более простые для менее квалифицированных сотрудников. Но если появляется «Тема номера», которую лучше всех напишу я, ее предлагают мне. (10)
8. Что обычно правит редактор в ваших материалах?
- Несколько фраз (10)
- Переписывает заголовок и лид, отрезает лишние абзацы. Но фокусировка текста и фактура оставлена моя. (5)
- Меняет композицию элементов текста и фокусировку, добавляет иную фактуру. (1)
- У нас не принято править: как присылаем – так и идет (пункт имеет отношение к малотиражным изданиям, сайтам с маленькой посещаемостью, студенческим газетам и прочим местам, где пишут ради творчества (самовыражения), а не ради интереса широкой аудитории и рекламодателя) (1)
9. Насколько вы владеете базовыми жанрами – новостная заметка, репортаж, интервью, аналитическая статья?
- Я твердо разделяю жанры и понимаю их структуру. Я понимаю, к какому жанру принадлежит текст, над которым я работаю, и как это повлияет на сбор информации, композицию, метод подачи. (10)
- Когда я работаю над текстом, у меня там и репортаж, и интервью, и аналитическая статья, и авторский комментарий – все в одном. Если хорошо ложится – зачем разделять? (1)
10. Где вы ищете новые темы для публикаций?
- Собственные идеи в исходном виде (пришла идея поехать в приют для собак – предлагаю эту тему) или новостные ленты, анонсы (увидел событие- предложил написать). Эти два способа поиска тем доминируют у меня. (1)
- Активно ищу темы в оффлайне: общаюсь со знакомыми профессионалами разных областей, к которым «стекаются проблемы» простых людей (депутаты, участковый, правозащитник, адвокат, ученый, учитель, директор, священник… etc…): звоню им, общаюсь лично, хожу на их конференции и круглые столы с целью «зацепиться» за что-нибудь новенькое и найти сюжет. Общие темы если и использую, то модернизирую так, чтобы ответить на иные вопросы или найти иную точку наблюдения, в отличие от других журналистов. Собственные идеи дорабатываю: смотрю, насколько новый тренд, что уже писали, что происходит в этой области сейчас, чтобы актуализировать сюжет. (10)
11. Где вы собираете бэкграунд для ваших материалов (статистика и предыстория)?
- Интернет: Википедия, новостные агрегаторы, информагентства, другие сайты… (1)
- Звоню первоисточнику или эксперту для комментария; статистическую информацию беру с официальных сайтов ведомств или посылаю запросы для получения самых свежих цифр (10)
Посчитайте баллы в скобках. Чем больше баллов, тем выше ваш профессионализм. Ориентировочные результаты:
70-110 БАЛЛОВ
Вы – профессионал. Скорее всего, у вас не возникнет трудностей с поиском работы, даже если ваше издание исчезнет. Вы легко адаптируетесь на новом месте, быстро понимаете требования формата, умеете найти интересные темы. Базовые навыки работы в популярных жанрах у вас имеются – осталось повысить скорость сбора информации и КПД: минимизировать количество лишних действий, чтобы в итоговый текст попадал максимум собранной информации.
40-70 БАЛЛОВ
Пока что вы рядовой журналист, середнячок, каких много. Если вас сократят, ваше СМИ закроется или вы захотите перебраться работать в издание статусом повыше – у вас будет слишком много конкурентов. Попасть в штат сразу, скорее всего, не удастся, поскольку ваши материалы не всегда будут попадать в формат. Вам нужно повысить навыки работы в базовых журналистских жанрах. Сейчас ваше качество плавает и бывают плохонькие материалы; вы слишком долго выстраиваете удачную композицию текста и иногда понимаете, что не задали нужных вопросов, получили банальную цитату или не получили нужный комментарий вообще…
Вы можете «набивать руку» собственной практикой, методом проб и ошибок, получать отказы и пытаться жить на не самую большую зарплату. Но это вряд ли то, что вы хотите. А вы хотите драйв от понимания, что пишете на любимые темы и проживаете уникальные роли в уникальных местах. И спокойствие от осознания, что провала не будет. Что нужные цитаты есть, что знаете, с чего начать и чем закончить, как договариваться с героями и где получить нужную информацию быстро.
МЕНЬШЕ 40 БАЛЛОВ
У вас недостаточно опыта для работы в центральном СМИ. Единственный способ попасть в штат хорошего издания – работать стажером, браться за любую работу «на побегушках» у штатных журналистов (собирать бэкграунд и составлять справки по теме, брать небольшие комментарии, ходить на конференции). Вам нужно еще многому научиться: искать темы, находить нужных героев, выстраивать собранную информацию так, чтобы не потерять внимание читателя и удовлетворить требования редактора.
|